Часть 1. Слух

Что есть музыка? Как научиться слышать ее? И что такое музыка – лично для вас?
Нередко я сталкиваюсь с таким мнением, что разбираться в музыке – значит, главным образом, понимать ноты. А те люди, которые считают, что плохо слышат музыку или даже вовсе ее не понимают, сразу все автоматически валят на свой слух. Мол, медведь на ухо наступил.

s9MV1X46Nd4

Я в своем первом коротком сообщении хочу донести одну простую мысль. Музыка – это вовсе не ноты. Это даже вообще, совсем, ну никак НЕ ноты. Более того, зачастую ноты искажают музыку, усложняют ее понимание. Разбираться в музыке можно даже не имея никакого представления о нотах.
Поэтому умоляю тех из вас, кто прочно связывает музыку с нотами, разрубить этот нехороший стереотип.

Для справки: современная система записи нотами сложилась лишь после 1450 года, а окончательно обрела современный вид к концу XVII века. До этого музыку записывали так, что получивший обычное музыкальное образование человек в жизни не поймет эти загогулины.
Вот пример римской квадратной нотации. Попросите знакомого музыканта сыграть это на гитаре

is3e16FIEPM

Это привело к тому, что желающий играть музыку эпохи Классицизма попросту не сможет сделать это стильно и вкусно, если будет опираться только на ноты. В нотах очень много чего не записывалось. И если музыкант не наслушался классической музыки до икоты, то вряд ли сможет сыграть эту музыку хорошо.
Вот тебе и ноты. Это всего лишь приблизительная запись замысла композитора, которая подразумевает знание у музыканта того, как это, по идее, должно звучать в рамках стиля.

Хорошо. В топку ноты. Но как быть со слухом?

Большинство людей полагают, что есть некий “хороший” слух, “абсолютный” слух и отсутствие слуха. Давайте разберемся.

YF_VcrqivRc

На самом деле, отсутствия слуха не существует. Скажем так, если слуха нет совсем, то это, скорее всего, форма инвалидности. Абсолютники (люди, которые обладают абсолютным слухом) вообще зачастую жалуются на свой природный дар, так как он реально мешает слушать музыку. Они слышат каждую фальшивинку, и от этого их коробит до чертиков. Те же, у кого обычный слух, в состоянии научиться слушать и слышать все что угодно.

Слух можно натренировать. Это — аксиома. Так что фразочки типа “мне медведь на ухо наступил” не применимы к реальности и физиологии. Разумеется, существуют степени развития слуха.
Например, есть люди разной комплекции. Например, “дрищам” крайне сложно набрать мышечную массу, а “толстякам” приходится смиряться с тем, что они толстеют даже от воды. Мы все очень разные, во всех отношениях, и слух – не исключение. Даже если у человека вроде бы хороший слух, он все равно должен его тренировать, если, конечно, хочет научиться слышать музыку.
А если у него прям совсем хороший слух, то с него и спрос больше. А еще абсолютники любят зазнаваться

Тема слуха сложна, ведь существует множество типов слуха. Например, есть внешний слух – то, что мы слышим, когда, скажем, кто-нибудь нам что-нибудь говорит. Есть слух внутренний, когда мы представляем себе, как кто-нибудь что-нибудь говорит, фантазируем, или даже сочиняем простецкие мелодии. То есть в реальности рядом может вообще никого не быть, а в нашей голове может орать, например, какой-нибудь политик. Или звучать целые симфонии.

u23upwqHyJc

А еще слух очень избирательный. Наверняка вы замечали интересный эффект, когда вам кто-то что-то говорит, а вы как бы и не слышите. И даже можете не отреагировать. Или, например, вы идете в очень шумном месте, где все галдят, шумят, или даже орут, но вы слышите только своего собеседника – с трудом, но слышите. Вы вычленяете именно его голос из всей звуковой каши.
Но самое интересное впечатление вы наверняка получаете, когда слышите свой голос на записи. Например, на каком-нибудь видео. Обычно возникает удивление, ведь оказывается, что ваш собственный голос на самом деле звучит совсем иначе, чем вам кажется!
Ну и как нам со всем этим быть?

Будем потихоньку разбираться. А пока зарубите себе на носу – слух у вас есть. И ноты – в топку.

o5vmJO8NMKE

Сальса-постскриптум: постараюсь к каждому посту придумать опросы умеренной степени остроумности. Тема, на самом деле, сложная, а это значит, что надо расслабиться и получать удовольствие )

Следующая глава >

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".