Часть 7. Ритмы. Каскара

Сегодня поговорим о каскаре. Каскару легко спутать с ритмом мамбобелл, о котором мы еще обязательно поговорим. Но все же звук ковбела ярче и “металличнее”, в то время, как каскара глуховат и более “соломеннен”.

Строго говоря, цикл статей посвящен тому, чтобы мы с вами учились различать инструменты в сальсе. Да и не только сальсе, если говорить по чесноку, а вообще в любой музыке, где используется большинство акустических инструментов. Второй этап – это различать некоторые шаблоны, которые играет тот или иной музыкант. Да-да, вы не ослышались, в сальсе очень много шаблонов, которые кочуют из одного трека в другой, почти никак не изменяясь, и все эти шаблоны намертво привязаны к самому главному шаблону – клаве. Наслушавшись до одури сальсы, но не просто так, ради удовольствия, а именно прислушиваясь к тому, что играют разные инструменты, пытливый сальсеро вскоре начнет различать эти шаблоны на слух.

Каскара – это совершенно особенный ритм, который мгновенно вытряхивает сонного мамбосера прямо из нагретой кроватки в центр танцпола. В этом каскара не уступает бонго белл – завод и энергия этого ритма столь сильны, что пробивает до самых печенок даже неопытного посетителя начальных сальса-классов. Какое там “раз”! Каскара!

Примечание: сначала на видео исполняется только каскара. Потом – каскара с аккомпанементом левой рукой по барабану. Потом – шаблон “мамбо белл” на тимбалес белл. О мамбо белл (который легко перепутать с каскарой) поговорим в другой раз.

Да, именно так. Палкой – по железному боку барабана. Именно благодаря характерному щелкающему тембру, сухому, как косточки высушенного абрикоса под палящим солнцем южных границ нашей родины, каскару слышно за километр, почти в любой ситуации и в любом клубе. И именно это делает каскару незаменимым помощником для танцоров. К тому же в каскаре без труда угадывается тот самый “пульс” – когда хочется кивать головой в ритм, а потом и ритмично шагать. Каскара, помимо всего прочего, буквально кричит вам в уши – вот здесь клаве 2-3! А вот здесь 3-2!!!

Приведу отрывок из книги Ребеки Маулеон “Руководство по сальсе для фортепиано и ансамбля”, которая уже переведена и находится в стадии исправления мелких опечаток, и уже совсем скоро будет представлена широкой публике:

“Слово «каскара» («cascara») обозначает «скорлупа», применительно к барабанам можно перевести как «кадло», корпус барабана. Чаще всего каскарой называют двухтактный ритмический рисунок, исполняемый по корпусу тимбалес. “

Как и все подобные “шаблоны” в сальсе, они почти не изменяются от песни к песне. Достаточно еще раз переслушать свой любимый мамбо-плейлист, стараясь расслышать характерный трескучий звук, натренировать свои уши на него, чтобы затем, в грохоте и круговерти очередной дискотеки, потеряв ниточку ритма, услышать спасительные акценты и твердой ногой, сильно и смело, шагнуть прямо в дряхлый ламинат, утверждая непоколебимость самих основ афро-карибской музыки и сальсы (да простит меня Тито Пуенте!) в частности.
Конечно, у каскара есть куча вариаций, но все же основной рисунок узнается очень просто. Предлагаю выучить каскару таким образом, чтобы вы могли сами, по памяти, ее сыграть. На ваш вкус – сразу несколько вариантов, ведь разные подходы в обучении подходят для разных людей.

1. Пытаемся выучить каскару на слух

Послушайте медленное исполнение каскары в клаве 2-3 и попробуйте прохлопать ее в ладоши, вслед за исполнителем. Если ничего не получается, то попробуем изучить каскару, разложив ее на молекулы, атомы и электроны, намазать ею хлебушек и скушать вместе с чаем. Но сначала попробуйте просто на слух запомнить ее и прохлопать несколько раз. И помните, что:

 Поспешишь – людей первый блин!

Примечание: второй раз немец добавляет клаве по черной пластмассовой штуковине, висящей на стойке.

Обратите внимание, что не все удары каскары одинаковой силы (одинаково полезны) – какие-то звучат громче, а какие-то тише. Так и задумано. Когда вы добьетесь определенного кунг-фу с простым повторением ритма каскары, добавьте в свои хлопки еще и акценты, в точности, как на видео. Именно эти акценты дают тот самый, любимый всеми нами, особенный кайф!
Вот еще одно более-менее внятное видео. Сначала – только каскара 2-3, потом добавляет клаве по красненькой пластмассовой штуковине. А в конце переходит на двойную каскару (да-да, пуэрториканцам мало одной каскары, они ее еще и удваивают!)

2. Если вам легче с нотами

Если вы знаете ноты, то следующий рисунок сразу расставит все по своим местам. Постарайтесь выучить этот паттерн наизусть. Потом, как-нибудь на очередной вечеринке, мы обязательно выпьем с вами по мохито и загоним ладонями пару гвоздей барной стойки с помощью зажигательной каскары!!

dualdra23U0

Отвлечемся на клевое видео.
Конечно, каскару играют не только по корпусу тимбалес, но и ладонями по барной стойке, и по тарелкам, и не только по тем, где салат, но и по тем, которые висят у барабанщика, и по барабанам. Вот классный мужик, который любит каскару не меньше меня, раскладывает ее на барабанной установке:

3. Разбираем каскару с помощью бормотания

Если вы так и не поняли, как же прохлопать каскару, и не знаете нот, и не понимаете, что творится на предлагаемых видео, то давайте попробуем с вами разобраться с каскарой альтернативными методами.
В качестве подопытного кролика предлагаю каскару ‘в направлении 2-3.’

Я предлагаю вам три варианта разбора этого ритма. Мы все разные люди, и какие-то варианты нам подходят лучше, а какие-то не подходят вовсе. Помните, что наша задача предельно простая – всего-навсего выучить этот ритмический “мотивчик” и повторить по памяти. Мы пытаемся научиться узнавать этот ритм на слух, вот и все.

Итак, первый вариант. Мы проговариваем вслух волшебную формулу, обращая внимание на паузы между слогами, и пытаемся всунуть в нее одновременные притоптывания ногой. Где-то нога будет попадать на слог “Па”, где-то на более слабый “ум”, а где-то вообще попадать между слогами. Не торопитесь, медленно разберитесь с материалом. Если у вас не получается, попробуйте другой подход.
yPWt_We0BnI
Фокус в том, что нога должна отбивать ровные удары, не ускоряясь и не замедляясь. Не отчаивайтесь, если не получается. Просто посмотрите, какие классные картинки я для вас нарисовал!

Примечание: обратите внимание, что конструкция “умПа” повторяется в середине ритма аж трижды подряд!

4. Считаем цифрами

Альтернативный вариант.
Синее солнышко – это питерский вариант слога “Па”. То есть, это у нас будет сильный хлопок. Желтенькое солнышко – это далекое кубинское солнце, которое досягаемо, если выложить внушительную сумму денег за билет. Это – слабый хлопок. В предыдущем бормотании это был слог “ум”.

lmOGPUGH0v8

Медленно думаем про себя (ибо вслух говорить это довольно сложно) “раз… два… три.. Четыре.. Пять… шесть.. Семь… восемь.. Раз.. Два.. Три… и так далее”. При этом хлопаем (можно для начала хлопать все питерскими солнышками, не делая разницы в силе хлопков) все солнышки. Вы увидите, что где-то солнышко попадает в цифру, а где-то – между. Было бы здорово, чтобы, прохлопав несколько (десятков) раз, попробовать повторить ритм по памяти. Или вообще даже выучить. Ну и, конечно, если стало получаться, разнообразить хлопки – включив питерские и кубинские солнышки – погромче и потише соовтетственно.
Если это кунг-фу вам поддалось, то попробуйте вслух, одновременно с хлопками, проговорить нашу с вами первую билеберду “Па Па умПа умПа умПа Па ум”. И если это удалось, то повторить со стучанием ногой. А ЕСЛИ И ЭТО УДАЛОСЬ, то с меня мохито!

5. Считаем, как в музыкальной школе

Но если вы по-прежнему не понимаете, не отчаивайтесь, у меня есть еще одна картинка.
Проблема этого (и многих других) ритма в том, что какие-то удары попадают на цифру, а какие-то – между. Более того, на цифру может попасть как сильный, так и слабый удар. Все это может сильно запутать, поэтому нужно как можно скорее запомнить этот ритм, что называется, “на слух”.
Классический способ, который практикуют в обычных музыкальных школах, заключается в том, чтобы просчитывать вслух буквально все – и паузы тоже.
Вместо “Раз… Два… Три…” и т.п. мы считаем “Раз – и -два – и– три – и…”, заполняя паузы маленьким союзом “и”. Разумеется, считать нужно ровно, как часы.
И вот теперь все должно стать попроще, ведь по сути, хлопки у нас будут совпадать с “Раз”, “Два”, “Три-и”, “и-Пять”, “Шесть-и”, “и (после семи)”, “и (после восьми)”. Посмотрите на схему – она говорит сама за себя.

ENSZcVK3cEo

а) Медленно считайте вслух цифры с буквой “и”, и просто хлопайте там, где нарисованы солнышки, пока не запомните, где конкретно нужно хлопать.

б) Отвернитесь от монитора. Прохлопайте то, что помните. Забыли, что там дальше? Подсмотрите в монитор и, отвернувшись, продолжите. Опять забыли? Снова подсмотрите, но опять отвернитесь и попробуйте заново. Ваша задача – прохлопать по памяти несколько раз!

в) Ну а дальше все очень просто. Попробуйте хлопать тише – там, где желтые солнышки, и погромче, акцентированно – там, где синие солнышки. Запомните наизусть, где там что.

г) Следующий этап освоения ритма – подключите стук ногой, так, как показано на картинке. Все просто – нога отбивает ритм всех нечетных цифр: 1, 3, 5, 7.

д) Как только вы смогли простучать каскару с разной силой хлопков, подключив ногу, можно просто перестать считать цифры вслух! Да, просто считайте про себя, а если вы уже уверены в своих силах, то не считайте вовсе! Ориентируйтесь только на стук собственной ноги!

6. На закуску

Как бы там ни было, выучив каскару, не важно каким способом, попробуйте ее простучать чуть быстрее. Темп! Любите ли вы быструю сальсу так, как люблю ее я? Темп!!

Я уверен, что пока вы пытаетесь разобраться во всем этом хитросплетении стуков и хлопков, ваши уши уже начнут различать каскару в обычной сальсе, что, собственно, и требуется для вас, как для сальсеро.

А где там клаве-то?

Обратите внимание, ведь каскара 2-3 начинается с трех ударов подряд – раз два три… Эти три удара – своего рода маячок. Именно там и находится часть клаве с двумя ударами. Профессиональные музыканты умеют одной рукой стучать клаве, а другой – каскару. И если вам действительно интересно, попробуйте тоже – у вас обязательно получится! Ведь вам, как танцору, не привыкать бросать себе вызов!

Стоп. Но клаве может быть и наоборот, три-два. Как быть в этом случае?

Очень просто – нужно начать хлопать каскару не со счета “Раз“, а со счета “Пять“, и в циклическом повторе все встанет на свои места. Просто представьте, что все начинается с “Пятерки”, ведь когда мы повторяем фразу без остановки, она склеивается безо всякого шва.

YR3ud8XqYAI

Стоп-стоп, погодите-ка. Но как тогда понять по каскаре, где там раз, а где там пять?

Хе-хе, а для этого просто нужно чувствовать пульсацию музыки. Где твое черное сердце, сальсеро?Именно за черное сердце сальсеро и отвечает наша нога – когда мы топали ей в соответствии с рисунком. По каскаре легко понять, где часть “два” клаве, а где часть “три”, но мы никогда не поймем, какое же именно клаве сейчас. Для этого нужно слушать и чувствовать всю музыку в целом – где начинаются вокальные фразы, а где начинается или заканчивается логичная часть музыки, так называемый “квадрат”. Но если вы хорошо слышите каскару и, самое главное, чувствуете ее, то эта задача уже больше чем наполовину решена.

Как же так? Почему все так сложно?

Это сальса, детка!

С самого начала – выразительная каскара. На фоне труб, громких конг и клаве – щелкающий, узнаваемый звук каскары:

После 4 вступительных фраз на вибрафоне под аккомпанемент тумбао на конгах – 4 коротких риффа с обрезанной каскарой, а потом основная тема, где хорошо слышно щелкание каскары 2-3:

После пианино во вступлении – громкий щелкающий звук каскара, хотя и слегка измененная, но ради тембра стоит послушать:

И снова главный по каскаре – Тито. После вступления – сплошная каскара 2-3.

Японское мамбо. Сначала – басуха на фоне клаве. Потом – вступают сразу бонги, фортепиано и трубы. И, конечно, каскара.

Быстрая каскара 3-2 сразу же с первых звуков песни. Кстати, и кино-то неплохое. А в основной теме, кажется, каскару лупят по ковбелу:

Следующая глава >

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".